Зимние шины - немного истории Зима. Время кататься на коньках и санках, лепить снежных баб, строить снежные крепости и играть в снежки. Время теплой одежды и красных носов. Время замерзших рек и новогодних каникул. Кому-то эта пора года не нравится, но есть в ней своя прелесть. Однако снег, столь радующий нас своей белизной и чистотой на полях, лугах и ветвях деревьев, способен существенно осложнить жизнь любого автомобилиста. Ровным слоем покрывает он наши дороги, укатывается тысячами колес и превращает дороги в снежные катки. Или же подтаивает, покрывая дорогу раскисшей снежной кашей. А затем вновь замерзает, и асфальт прячется под толстым слоем льда. Зимняя дорога С зимой неразрывно связаны понятия гололеда и гололедицы. Дни, когда мы наблюдаем эти явления, автомобилисты давно уже называют «Днем жестянщика». Количество автомобилей, попадающих в ДТП, в это время увеличивается в разы. Главной причиной этого является тот факт, что сцепление автомобильных шин с дорогой на асфальте, бетоне или любом другом покрытии в несколько раз уменьшается, когда дорога покрывается льдом или снегом. Нравится нам это или нет, но законы физики неумолимы - сила трения на льду или снегу существенно меньше, чем на сухих твердых покрытиях. Наши предки издавна умели бороться с гололедом и снегом или же использовать способность скользить по гладкой поверхности дороги. На колеса наматывались тряпки или же вместо колесных телег на дороги выходили сани. Но в современных условиях эти методы борьбы со скольжением на зимней дороге неприменимы - никакие тряпки не выдержат быстрого передвижения на десятки и сотни километров и на полозья обычный современный автомобиль не поставишь. Зимняя замена байку Поэтому сейчас используются другие способы улучшения сцепления колес автомобиля с дорогой. Мы не будем рассматривать методы борьбы со льдом и снегом, которые используют коммунальные и дорожные службы, - уборку снега спецтехникой, посыпание дорог песком, солью и специальными смесями. Как они это делают и насколько хорошо, мы видим каждый год, когда «внезапно» приходит зима и движение по отечественным дорогам превращается в настоящий кошмар. Также не будем рассматривать экзотические варианты борьбы со снежным покровом типа смешанного гусенично-лыжного шасси или подвески Кегресса. Гусеница + лыжа широко применяются на военной или спасательной технике 3D-проект бронеавтомобиля Dartz на шасси Кегресса Мы рассмотрим способы улучшения сцепления с зимней дорогой, доступные каждому автомобилисту. Способов этих не столь много, и все они сводятся к использованию зимних шин различного типа и специальных устройств - цепей противоскольжения.
Способ первый - цепи противоскольжения Всего лет сорок-пятьдесят назад единственной возможностью обеспечить требуемую управляемость своего автомобиля на льду и снегу было использование цепей противоскольжения. На автошину надевалась специальная конструкция из обычных стальных цепей. Она плотно прилегала к шине и, прокручиваясь вместе с ней, «вгрызалась» в лед или снег и препятствовала пробуксовыванию. Автомобиль при этом мог спокойно двигаться даже по совершенно гладкому льду. Современные цепи надежны и просты в установке Подобные конструкции существуют и используются и сейчас. В первую очередь цепи противоскольжения необходимы в горных условиях, где в гололед даже небольшой склон может стать смертельной ловушкой для любого автомобиля. Также цепи могут стать хорошим выходом в тех климатических зонах, где зимние морозы и сопутствующие им гололеды крайне кратковременны. Если на ваших дорогах лед и снег появляются на 3-4 дня в году и вы не можете в эти дни обойтись без использования собственного автомобиля, приобретите себе комплект цепей и вы решите проблему зимних дорог на много лет. Несомненными достоинствами цепей являются их надежность, высокая эффективность в решении проблемы проскальзывания колес, долговечность и относительно низкая стоимость. Однако есть у цепей противоскольжения ряд недостатков, препятствующий их повсеместному и постоянному использованию. Во-первых, цепь, надетая на шину, превращает круглое колесо в некое подобие шестеренки. Ни о каком комфорте при движении на цепях говорить не приходится - удары подвески и лязг цепей лишают поездку всякого удовольствия. Во-вторых, двигаться с цепями можно со скоростью не более 50 км/ч. Причина этого и в том, что движение с большей скоростью совершенно невыносимо для водителя и пассажиров (см. замечание о комфорте), и в том, что на больших скоростях цепь, порвавшаяся при попадании на камни или неровности наших дорог, принесет значительный ущерб вашему автомобилю. Разрывы цепей пусть редко, но все же случаются. В-третьих, цепь, надетая на шину, служит причиной преждевременного выхода этой шины из строя. По этой причине не рекомендуется использовать цепи противоскольжения, когда непосредственная необходимость в них отпадает. Выехали с опасного участка дороги - снимите цепи.
Способ второй - шипованные зимние шины Первая шина, специально предназначенная для эксплуатации на льду и снегу, появилась в 1933 году. Это были шины компании Michelin. Собственно, от летних шин они отличались только тем, что в протектор были интегрированы стальные шипы, обеспечивающие сопротивление уводу с требуемой траектории движения автомобиля. Во всем остальном шина совершенно не отличалась от своих летних собратьев. Использовалась эта модель в то время только на военной технике и из-за очень высокой стоимости изготовления и низкой надежности фиксации шипов в шине большого распространения не получила. В широкой продаже зимние шины появились в начале шестидесятых годов прошлого столетия. К тому времени основные производители автошин усовершенствовали технологию закрепления шипов в протекторе и на рынке появились предложения зимних шин почти от всех мировых брендов. Однако к середине 70-х годов в центрально-европейских странах начали выходить законы, запрещающие эксплуатацию шипованных шин. Дело в том, что опыт их эксплуатации и проведенные исследования показали их несомненный вред для дорожного покрытия любого типа. Бороздки, трещинки и канавки, оставляемые шипованными шинами в асфальте или бетоне, собирали воду и служили причиной резкого увеличения случаев аквапланирования. И такие шипы существуют в автоспорте На данный момент эксплуатация шипованных зимних шин запрещена в большинстве стран центральной и западной Европы. Но в скандинавских странах, России и ряде других государств, в которых зимы более суровы по сравнению с мягкими среднеевропейскими, продолжается активная эксплуатация шин с шипами. Достоинства шипованных шин несомненны - шипы прекрасно держатся за дорогу на обледеневших участках и обеспечивают должный уровень безопасности движения в зимних условиях по льду и снегу. Однако в то же время шипованная резина не лишена серьезных недостатков. Во-первых, как говорилось выше, вы не сможете попасть на шипованных покрышках в большинство европейских государств - вас просто заставят «переобуться». Во-вторых, шипы не резиновые, а стальные, поэтому каждое их касание с асфальтом сопровождается резким звуком. Если учесть, что в современной шине от 100 до 160 шипов, то вы получаете постоянный громкий гул, от которого не спасает никакая шумозащита. В среднем шипованная шина «звучит» вдвое громче нешипованной. И третий, самый серьезный, недостаток - при движении по твердому покрытию, а не по льду и снегу, шипы не улучшают, а существенно ухудшают сцепные характеристики шины. Сталь хуже «цепляется» за асфальт, чем резина покрышки, поэтому на твердом покрытии использование шипованных шин приводит к ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути автомобиля. Разновидности современных шипов Из вышенаписанного следует вывод - эксплуатация шипованных зимних шин оправданна в том случае, если ваш автомобиль длительный период времени передвигается в основном по снежному или обледеневшему покрытию, лишь изредка появляясь на расчищенных от снега городских улицах. Как только с дорог сходит снежный покров, шипованные шины следует немедленно заменять на нешипованные.
Способ третий - нешипованные зимние шины Как уже отмечалось выше, первенцами в борьбе со льдом и снегом на дорогах были шины с шипами. Но запрет на эксплуатацию шипов в ряде стран поставил производителей автомобильных шин в сложную ситуацию - они начали проигрывать войну со скольжением на зимних дорогах. В то же время с ростом количества автомобильного транспорта потребность в надежных зимних шинах становилась все больше. Это вновь заставило ведущие бренды проводить серьезные исследования, направленные на разработку новых рисунков протектора и всевозможных ухищрений, позволяющих увеличить сцепление шины с зимней дорогой. В результате этих исследований появились как использующиеся по сей день технологии, например, ламелирование шин, так и всевозможные технические курьезы. Так, компания Dunlop предложила потребителям шину Winter Winner с дополнительным проволочным каркасом, в котором проволочная сетка проходила вертикально через протектор. По мере износа резины протектора концы стальной проволоки выступали наружу и шина становилась похожа на щетку или на ежика. Ряд производителей выпускали шины с небольшими отверстиями в зоне контакта шины с дорогой. Эти отверстия должны были выполнять роль присосок, обеспечивая «прилипание» шины к скользкому покрытию. Но все подобные ухищрения разбивались о законы физики. Дело в том, что самый совершенный рисунок протектора действует эффективно только в том случае, если резина достаточно эластична. А использующиеся в то время резинотехнические смеси на основе каучука теряли эластичность при температуре воздуха менее 7 °С. Шина становилась жесткой («дубела»), и движение на ней в мороз становилось небезопасным даже для профессиональных водителей. Прорыв наступил в начале восьмидесятых годов прошлого века, когда в производстве зимних шин начали использовать резину с добавлением силики (кремниевой кислоты). Именно силика сохраняла эластичность резиновой смеси во всем диапазоне зимних температур и предохраняла шины от разрушения при сильных морозах. Первая серийная шина из новой резинотехнической смеси с использованием технологии ламелирования появилась в 1982 году. Это была легендарная Michelin X M+S 100. Шина показала настолько революционные результаты, что дальнейшее развитие зимних шин от всех производителей пошло по совершенствованию заложенных в нее новшеств. Протектор первой зимней шины Michelin X M+S 100 С того времени все производители пытаются найти компромисс между требованиями к комфорту, сцепными свойствами и показателями сопротивления качению. Насколько это удалось, можно определить хотя бы по тому факту, что еще до 2000 года все ведущие производители шин уже начали выпуск зимних автошин с индексом скорости V (до 240 км/ч). Недостаток у нешипованных зимних шин по сравнению с шипованными только один - на гладком льду сцепление будет все же недостаточным для уверенного управления автомобилем.
Способ четвертый - всесезонные шины Всесезонная шина появилась как компромисс между безопасностью зимнего вождения и комфортностью летнего. По своим характеристикам она зимой уступает нормальным зимним шинам, а летом ведет себя хуже обычных летних. Появление всесезонных шин обусловлено тем, что не каждый автомобилист может себе позволить (а некоторые просто не хотят) иметь два комплекта автошин - один на лето и второй на зиму. Всесезонка стоит дороже, чем аналогичная летняя или же зимняя шина, но, конечно же, дешевле их вместе взятых. Всесезонная шина не «дубеет» на морозе и не стирается, как ластик на летних дорогах. Поэтому до сих пор в отечественных условиях эти шины пользуются достаточно широким спросом. Однако использование этих шин оправдано только в климатических зонах, где зимой держится средняя температура около 0 °С. Или же тогда, когда автолюбитель ограничивается зимой поездками до ближайшего супермаркета с небольшой скоростью. В условиях наших зим и с учетом «высокого качества» работы наших дорожных служб все же рекомендуется использовать сезонные шины. Жизнь и здоровье дороже, чем экономия на комплекте зимних шин.
Заключение На сегодня ассортимент зимних шин на рынке настолько велик, что проблема заключается только в правильном выборе именно той модели, которая наиболее соответствует условиям эксплуатации именно вашего автомобиля с учетом интенсивности и стиля вашего вождения, ваших климатических условий и нюансов отечественного законодательства. О том, как правильно подобрать зимние шины или выбрать подходящие для вашего автомобиля цепи противоскольжения, пойдет речь в следующей статье. |
02.12.2011
Все статьи
Тёма 05.12.2011Спасибо, Юрий. Красиво пишете)
|
Размер шин: | |||||
⁄ | ⁄ R | ||||
(7918)
(6797)
(3858)
(2939)
(571)
(14)
(3556)
(2729)
K(11)
L(1)
M(2)
N(6)
P(217)
Q(579)
R(833)
S(618)
T(3578)
T/H(2)
V(2484)
W(1689)
Y(2582)
Новинки летней резины-2016
Шины для внедорожника: вне цивилизации
Шины для внедорожника: движемся по шоссе
Летние шины Yokohama
Шины Vredestein
Лето 2014 - выбор шин премиального сегмента
Летние шины Bridgestone - японское качество
Размещение товарных предложений Личный кабинет